Партнеры
Вход в систему
Яндекс.Метрика
on-line
Сейчас на сайте 0 пользователей и 21 гость.

Трековый велосипед

 Почему у трековых велосипедов заднее колесо имеет иногда сплошной диск, в то время как в переднем колесе такой диск никогда не используется?

Масляные пятна на улицах.

372. На некоторых улицах, где скорость движения достаточно высока, масляные пятна на дороге имеют вид колец, а внутри них дорога остается чистой (рис.). При меньшей скорости движения пятна бензина напоминают собой просто кляксы. Почему возникают пятна кольцеобразной формы и как быстро при этом должны двигаться автомобили?

Ответ:
 Когда от автомобиля отрывается капля масла, набегающий воздушный поток растягивает ее, надувает, словно поварской колпак, а затем прорывает середину у этого «колпака», и капля падает на дорогу, уже имея форму бублика.

Смотрите еще

Движение песчаных дюн.

370. Я полагал, что ветры должны рассеивать песчаные дюны, однако, как можно видеть из рис., ветер перемещает песчаную дюну по пустыне, почти не меняя ее формы и очертания, и это не единичный, а вполне типичный случай движения песчаных дюн. Каким же образом ветер их перемещает?

Ответ:
 Ветер подхватывает песчинки с наветренной стороны дюны и бросает их на подветренную сторону С подветренной стороны дюн при обтекании их ветром образуется спокойная зона с пониженным давлением. Такой перенос песка приводит к тому, что дюна, хотя и медленно, движется в направлении ветра.

Песчаные складки.

368. Почему скаты песчаных дюн покрыты складками и чем определяется расстояние между ними? Складки часто возникают также на песчаном дне ручейков. Почему образуются эти складки и от чего зависит их период? Если пристально понаблюдать за такими складками достаточно долгое время, то можно
заметить, что они движутся вверх по ручью. Почему это происходит?

Ответ:

«Улицы» в песчаных дюнах.

366. Если посмотреть с борта самолета на расстилающуюся внизу пустыню, то можно увидеть, что приблизительно с севера на юг, почти по прямой линии ее пересекают длинные и узкие полосы дюн (рис.),

словно там внизу не пустыня, а четко спланированные городские улицы. Такие линии дюн характерны почти для всех больших пустынь мира, и все они ориентированы примерно в направлении север − юг; расстояние между линиями колеблется в пределах от 1 до 3 км.

«Дорожки» в облаках.

364. Иногда небо покрывается длинными, ровными дорожками кучевых облаков. Что «заставляет» облака выстраиваться таким образом; чем, в частности, определяется расстояние между облачными дорожками? Почему они возникают сравнительно редко?

Ответ:

Воздушные змеи.

363. Как удерживаются в полете плоские и коробчатые воздушные змеи? Какие из них более устойчивы? Для чего змеям приделывают хвосты? Какие преимущества дают различные типы уздечек, которые изображены на рис.?

Ответ:
 Все воздушные змеи действуют по принципу несущей плоскости − они разделяют воздушный поток так, что давление снизу оказывается больше, чем сверху. В результате и возникает действующая на змея подъемная сила (см. задачу 302).

Парение птиц.

362. Что позволяет птицам так долго и с такой легкостью парить в воздухе? Если, к примеру, предположить, что в этом им помогают потоки воздуха, которые отклоняются вверх деревьями и холмами, то почему же птицы с такой легкостью парят над равниной и над морем? Если подъемная сила создается благодаря ветру, сила которого с высотой увеличивается, то почему же в безветренные дни птицам, судя по всему, удается парить с еще большей легкостью. Наконец, если они удерживаются на восходящих потоках теплого воздуха, то почему порой можно видеть, как одна стая птиц спокойно парит, а другая − выше или ниже − усиленно машет крыльями, чтобы удержаться в воздухе?

Может ли летать ощипанная птица?

361. Как летают птицы? О, это всем известно − они машут крыльями вверх-вниз. Но что при этом удерживает их в воздухе и почему они летят вперед? Быть может, двигаясь вниз, крылья одновременно движутся и назад, тем самым толкая птицу вперед? Нет, замедленная киносъемка показывает, что при махе вниз крыло движется не назад, а вперед. Возможно, секрет полета птицы наиболее точно выражен в древнегреческом мифе об Икаре: взлетев слишком близко к Солнцу, он потерял крылья, прилепленные к рукам воском, и разбился насмерть. Нужны ли птице перья, чтобы подниматься в воздух и летать? Может ли летать ощипанная птица?

Ответ:

Вмятины на мяче для гольфа.

360. Зачем на мяче для гольфа делаются вмятины? Сначала мячи для гольфа были гладкими, но потом случайно обнаружилось, что побитые мячи летят дальше, чем новые, гладкие. Если мяч с вмятинами (Несколько лет назад в продаже появился новый мяч для гольфа: по его поверхности совершенно случайным образом разбросаны шестиугольные вмятины, тогда как на старых мячах они были круглые и распределялись довольно равномерно. Утверждается, что средняя дальность полета нового мяча на 5 м больше.) летит, скажем, на 210 м, то гладкий мяч при таком же ударе пролетает не более 45 м. Как это объяснить? Не должен ли гладкий мяч лететь дальше − ведь он испытывает в полете меньшее сопротивление воздуха?

Аэродинамика лыжного спуска.

359. Как известно, исход крупнейших мировых состязаний по скоростному спуску с гор часто решают сотые доли секунды. Поэтому вопрос о том, какова должна быть «стойка» лыжника при спуске с горы, представляет большой интерес. Так, французы на основании испытаний в аэродинамической трубе выработали стойку «яйцо» (рис. а). Хотя это и не самая лучшая позиция для уменьшения лобового сопротивления, она довольно удобна для стремительной гонки.

Обтекаемые крылья самолетов.

358. Почему задняя кромка крыла самолета заострена (сказать, что это делается для обтекаемости, еще недостаточно). Почему одни самолеты имеют стреловидные крылья, а другие − нет?

Ответ:
 Задняя кромка крыла делается острой, чтобы граничный слой воздуха на верхней части крыла не отрывался слишком рано. Преждевременное отделение привело бы к возникновению турбулентности у задней части крыла, и самолет не смог бы лететь, так как турбулентное перемешивание воздушного потока препятствует возникновению подъемной силы.


Смотрите еще

Снежные сугробы.

357. Зимой возле деревьев и столбов наметает более глубокие сугробы, чем у наветренных стен домов. Почему же возле узких препятствий собирается больше снега?

Ответ:
 Какой-либо предмет может задержать снег только в том случае, если снег подлетит достаточно близко. Воздушный поток начинает разделяться в десятках и даже сотнях метров от большого дома, и снег разметается в стороны прежде, чем успеет приблизиться к зданию. Небольшое препятствие на пути ветра, например столб, разделяет воздушный поток гораздо слабее, поэтому снег подлетает к препятствию близко.


Смотрите еще

Щели в снегозаградительных щитах.

356. Почему для защиты от снежных заносов на шоссе, железнодорожном пути или пешеходной дорожке устанавливают снегозащитный забор, а не сплошную снегозащитную стенку? Допустим, забор дешевле, но все же разве не была бы сплошная стенка более эффективной, чем забор с широкими щелями?

Ответ:
 Сплошная стенка вызывает сильные вихри, взметающие снег. Забор из редких планок создает более слабые вихри. Если скорость воздуха в создаваемых забором вихрях меньше той, которая необходима для удержания снега в воздушном потоке, то снег будет откладываться с подветренной стороны забора.


Смотрите еще

«Дыры» в парашютах.

354. Почему в центре купола парашютов, особенно десантных, часто делается отверстие (рис. а)?

 На первый взгляд такое отверстие кажется довольно неуместным − разве не противоречит оно самому смыслу устройства парашюта? Если отверстие призвано уменьшить сопротивление воздуха, то нельзя ли для этого просто уменьшить размеры купола? О некоторых нестандартных парашютах следует поговорить подробнее. На серийных гоночных машинах, например, тормозной парашют нередко напоминает две скрещенные полосы (рис.). Стоит ли пользоваться таким тормозным парашютом? Не слишком ли малым будет создаваемое им сопротивление?