on-line
Сейчас на сайте 0 пользователей и 22 гостя.
Вход в систему
Яндекс.Метрика

Явление отдачи, реактивное движение, формула Мещерского, Циолковского.

 Явление отдачи наблюдается, когда тело под действием внутренних сил распадается на две части, разлетающиеся друг от друга.ракета
Простой пример: из ствола орудия пороховые газы выбрасывают снаряд. Снаряд летит в одну сторону, а орудие, если оно не закреплено, откатывается назад − оно испытало отдачу. До выстрела орудия мы имели «тело», состоящее из самого орудия и снаряда внутри ствола. Произошел «распад» исходного тела − под действием внутренних сил оно «распалось» на две части (орудие и снаряд), движущиеся самостоятельно.
Вообразим следующую картину. Стоящий на скользком льду человек бросает в некотором направлении камень. Испытав отдачу, человек начнет скользить по льду в противоположном направлении.
 «Тело» человек + камень под действием мышечного усилия человека «распалось» на две части − на человека и камень. Отметим, что человек с камнем был поставлен на скользкий лед для того, чтобы существенно уменьшить силу трения и иметь дело с ситуацией, когда сумма внешних сил близка к нулю и работают лишь внутренние силы − человек действует на камень, бросая его, а камень действует в соответствии с третьим законом Ньютона на человека. В результате и наблюдается явление отдачи.
 Это явление можно объяснить с помощью закона сохранения импульса. Отвлекаясь от какой-либо жизненной ситуации, рассмотрим два тела с массами m1 и m2, покоящиеся относительно некоторой инерциальной системы отсчета (пусть это будет Земля). Будем полагать, что действием на тело со стороны внешних сил можно пренебречь. Предположим, что в результате действия внутренних сил система распалась − тело массой m1 приобрело скорость v1, а тело массой m2 − скорость v2. До распада импульс системы равнялся нулю (p = 0); после распада его можно представить в виде

Методы решения задач

Задача о палочке

 Палочку длиной l прислонили к стене, и она начала соскальзывать. Выяснить, как связаны скорости нижнего (т. В) и верхнего (т. А) концов палочки. Считайте, что в процессе движения палочка скользит, не отрываясь от стены и пола. Чему равна и как направлена скорость vC середины палочки в тот момент, когда палочка образует угол α с горизонтом, а скорость её нижнего конца равна vB?

 Рассмотрим различные методы решения задачи.
Решение 1

Готовимся к олимпиаде. Столкновение на наклонной плоскости.

105(Задача 5). Два тела, находившихся первоначально на расстоянии l друг от друга, на гладкой наклонной плоскости начали движение навстречу друг другу со скоростями v. Угол наклона плоскости α. Найти время, пройденное до столкновения.

Решение.
 По методу падающего лифта с учетом поворота осей выберем систему отсчета, скользящую по наклонной плоскости с ускорением a = gsinα.


 Тогда искомое время будет равно

Готовимся к олимпиаде. Столкновение тел в воздухе.

104(Задача 4). Тело A бросают вертикально вверх со скоростью vA. На какой высоте H находится тело Б, которое, будучи брошенным с горизонтальной скоростью vБ одновременно с телом A, столкнулось с ним в полете? Расстояние по горизонтали между исходными положениями тел равно l. Найти также время движения тел до столкновения.


Решение.

Готовимся к олимпиаде. Минимальное расстояние между электронами

37(Задача 3). Два электрона находятся на бесконечно большом расстоянии один от другого, причем один покоится, другой имеет скорость v, направленную к первому. На какое наименьшее расстояние они сблизятся?

Решение.

Готовимся к олимпиаде. Слипшиеся кусочки пластилина

36(Задача 2). С поверхности Земли бросили вертикально вверх кусочек пластилина со скоростью vo. Одновременно такой же кусочек пластилина начал падать без начальной скорости с высоты H. При столкновении кусочки слиплись. Через какое время после начала бросания и с какой скоростью слипшийся комок упадет на Землю?


Решение.
 Решим задачу в системе отсчета, связанной с центром масс.
 Она сводится к движению тела с высоты H/2 со скоростью vo/2 вверх:

Готовимся к олимпиаде. Минимальное расстояние между катерами.

103(Задача 1). Из двух портов, расстояние между которыми l, одновременно выходят два катера со скоростями v1 и v2, направленными соответственно под углами α и β к прямой соединяющей порты. Каково минимальное расстояние между ними?

Решение.

Размерности физических величин и анализ размерностей. Метод размерностей.

 Когда мы говорим о размерности величины, мы имеем в виду основные единицы или основные величины, с помощью которых можно построить данную величину.
 Размерность площади, например, всегда равна квадрату длины (сокращенно [L2]; квадратные скобки здесь и далее обозначают размерность); единицами измерения площади могут быть квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный фут и т.п.

Современные компьютерные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса

 Гращенко П.Л., канд. пед. наук, доцент, директор УП «Инфотриумф» г. Минск

 Педагогическая технология − это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

 Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
Содержание выступления

Методика решения задач по физике

 Методика решения задачи зависит от многих условий: от ее содержания, подготовки учащегося, целей, которые поставил учитель и т. д. Тем не менее существует ряд общих для большинства задач положений, которые следует иметь в виду при их решении с учащимися.
 Общие вопросы методики решения физической задачи рассмотрим на следующем примере.

Задача:
 По наклонной плоскости с высоты h = 40 см соскальзывает брусок a массой М = 0,120 кг (рис.) и попадает на брусок б массой m = 0,072 кг, лежащий на горизонтальной доске. На какое расстояние переместится брусок б? Коэффициент трения бруска б о доску равен 0,37. Трением бруска а о наклонную плоскость пренебречь. Удар считать неупругим.

Как решать физическую задачу

Следующая схема поможет Вам в решении задачи:

  1. Установите в общих чертах условие задачи.
  2. Сделайте краткую запись условий задачи.
  3. Сделайте чертеж, схему, рисунок, поясняющие описанный в задаче процесс. Нанесите данные условия задачи на рисунок.
  4. Напишите уравнение или систему уравнений, отображающих происходящий процесс.
  5. Если равенства векторные, то им потребуется сопоставить скалярные равенства.
  6. Используя условия задачи и чертеж, преобразовать исходные равенства так, чтобы в конечном виде в них входили лишь упомянутые в условиях задачи величины и табличные данные.
  7. В случае необходимости исследуйте полученное решение.

Что нужно помнить для успешного решения задач по физике?

1. Все задачи следует решать в общем виде. В младших классах это является проблематичным, решение задач выполняется по действиям, но в старших классах решение задач в общем виде является обязательным. Это позволяет вырабатывать общие приемы решения, целостное восприятие проблемы поставленной в задаче, облегчает анализ полученных результатов и их проверку.