on-line
Сейчас на сайте 0 пользователей и 15 гостей.
Вход в систему
Яндекс.Метрика

82. Повернуть или остановиться? Порой от знания физики может зависеть ваша жизнь. Представьте себе, что автомобиль, за рулем которого вы сидите, едет прямо на кирпичную стену, которая находится в конце Т-образного перекрестка (рис.). Что делать? Тормозить изо всех сил, не допуская заноса, стараясь рулить прямо? Поворачивать на полной скорости или выруливать вбок, тормозя по мере возможности?
 Рассмотрим задачу последовательно. Для начала, предположим, что вы успеете вовремя, если будете тормозить, не сворачивая. Будет ли при этом поворот столь же безопасным? Прежде всего, конечно, следует рассмотреть идеальный случай. Затем можно учесть возможность заносов, различие в сцеплении с дорогой передних и задних колес, «усталость» тормозов.
А что если торможение на прямой не спасет вас? Стоит ли тогда стараться повернуть или, может быть, смириться с трагической неизбежностью?
 Другой вариант аналогичной ситуации: перед вами на дороге большой предмет. Что лучше сделать: остановиться или попытаться его объехать? Конечно, все зависит от размеров предмета.
 Не давайте поспешных ответов. Пусть вы и опытный водитель, но интуиция порой может подвести, а ведь дело касается вашей жизни.


Ответ:
 Если пренебречь тем, насколько может быть опасен для пассажиров удар автомобиля тем или другим бортом, и если стену объехать нельзя, то нужно двигаться прямо на нее, пытаясь затормозить как можно скорее. Расчет показывает, что при идеальном состоянии тормозов и дорожного покрытия избежать столкновения со стеной, двигаясь по дуге окружности, можно только в том случае, если сила трения между колесами и дорогой будет вдвое больше, чем при торможении, когда автомобиль движется прямо.


Смотрите еще



Если шофер затормозит, автомобиль остановится, когда его кинетическая энергия израсходуется на работу против силы трения. При повороте автомобиля та же сила трения будет играть роль центростремительной силы, Заставляющей автомобиль двигаться по дуге окружности.
 В случае торможения

mv2/2 = Fx,

где F − сила трения, х − путь, который пройдет автомобиль после включения тормоза.
 Отсюда
х = mv2/(2F).

Очевидно, чтобы автомобиль не врезался в стену, должно быть
х = mv2/(2F) ≤ S,

или
F ≥ mv2/(2S).

 В случае поворота
F = mv2/R,

и, чтобы автомобиль не разбился, должно быть
R = mv2/F ≤ S

или
F ≥ mv2/S.

 Для того чтобы избежать столкновения со стенкой, при торможении нужна сила трения, вдвое меньшая, чем при повороте.
 Очевидно, выгоднее тормозить, чем поворачивать!