on-line
Сейчас на сайте 0 пользователей и 50 гостей.
Вход в систему
Яндекс.Метрика

8 Класс

(2 ч в неделю, всего 70 ч)

1. Тепловые явления

   Тепловое движение частиц вещества.
   Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Экономия тепловой энергии в быту.
   Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления (кристаллизации).
   Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования (конденсации).

Фронтальные лабораторные работы

   1. Сравнение количества теплоты при теплообмене.
   2. Определение удельной теплоемкости вещества.

Экспериментальные исследования

   1. Исследование теплопроводности газов, жидкостей и твердых тел.
   2. Исследование скорости нагревания и охлаждения воды.
   3. Изучение процесса плавления льда.
   4. Изучение процесса испарения жидкости.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.
  • Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов.
  • Конвекция в жидкостях и газах.
  • Излучение и поглощение энергии телами с различной окраской поверхности.
  • Калориметр.
  • Плавление и кристаллизация.
  • Охлаждение жидкости при испарении.
  • Зависимость скорости испарения от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности и наличия воздушных потоков.
  • Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном внешнем давлении.
  • Зависимость температуры кипения от внешнего давления.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о значении явлений теплопередачи в повседневной жизни; о зависимости температуры от времени в процессах: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация;

   знать и понимать:
   смысл физических понятий: внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, температура плавления (кристаллизации), удельная теплота парообразования, температура кипения (конденсации);
   способы изменения внутренней энергии;

   уметь:
   описывать и объяснять физические явления: изменения внутренней энергии вещества, различные виды теплопередачи, переход вещества из одного агрегатного состояния в другое;

   владеть:
   экспериментальными умениями:
   использовать физические приборы (термометр, калориметр) для измерения физических величин: температуры тела, количества теплоты, удельной теплоемкости;

   практическими умениями:
   находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования; решать качественные, графические и расчетные задачи на определение количества теплоты в различных тепло¬вых процессах, на применение уравнения теплового баланса.

2. Электромагнитные явления

   Электризация тел. Электрические заряды. Взаимодействие электрических зарядов. Электроскоп.
   Состав атома. Электрон. Протон. Элементарный заряд. Ионы.
   Проводники и диэлектрики. Электризация через влияние.
   Электрическое поле. Напряжение. Единицы напряжения.
   Электрический ток. Источники электрического тока. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Сила и направление электрического тока. Единицы силы тока.
   Закон Ома для участка электрической цепи. Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. Удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников.
   Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля − Ленца. Использование и экономия электроэнергии.
   Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Электромагнит.

Фронтальные лабораторные работы

   3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ней.
   4. Измерение напряжения и определение сопротивления проводника.
   5. Изучение последовательного соединения проводников.
   6. Изучение параллельного соединения проводников.

Экспериментальные исследования

   5. Изучение зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
   6. Изучение зависимости силы тока в реостате от длины его рабочей части.
   7. Исследование зависимости силы действия полосового магнита от расстояния до нейтральной зоны.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Электризация различных тел.
  • Два рода зарядов.
  • Устройство и действие электроскопа.
  • Взаимодействие заряженных тел.
  • Проводимость проводников и диэлектриков.
  • Источники тока.
  • Действия электрического тока.
  • Амперметр.
  • Вольтметр.
  • Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и сопротивления этого участка.
  • Зависимость сопротивления проводников от их длины, площади поперечного сечения и рода вещества.
  • Устройство и действие реостата.
  • Последовательное и параллельное соединение проводников.
  • Устройство и действие электронагревательных приборов.
  • Плавкие предохранители.
  • Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов.
  • Действие магнитного поля Земли на магнитную стрелку.
  • Компас.
  • Магнитное поле проводника с током (прямого провода и катушки).
  • Электромагнит. Применение электромагнитов.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   об электрическом заряде, заряженном теле, проводнике, диэлектрике, электрическом поле, магнитном поле; о свойствах электрического заряда; об источниках электрического тока;
   о магнитных полях постоянных магнитов и проводников с током;
   об устройстве и принципах действия магнитного компаса, электромагнита;
   об экологических аспектах производства и потребления электроэнергии;

   знать и понимать:
   смысл физических понятий: электрический ток, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление, линии магнитного поля;
   смысл физических законов: Ома для участка электрической цепи, Джоуля − Ленца;

   уметь:
   описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие заряженных тел; тепловое действие электрического тока, взаимодействие постоянных магнитов;

   владеть:
   экспериментальными умениями:
   использовать физические приборы (амперметр, вольтметр) для измерения физических величин − силы тока, напряжения; представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эм-пирические зависимости силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи; определять электрическое сопротивление, изменять силу тока с помощью реостата; собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников, определять закономерности таких цепей;
   определять работу и мощность электрического тока, определять полюса магнита, направление магнитного поля проводника с током;

   практическими умениями:
   находить по таблицам удельное сопротивление проводников; изображать схемы электрических цепей; решать качественные, графические и расчетные задачи на определение силы электрического тока, напряжения, электрического сопротивления проводника, сопротивления при последовательном и параллельном соединениях проводников, работы и мощности электрического тока с использованием формул: силы электрического тока, закона Ома для участка электрической цепи, электрического сопротивления проводника и системы проводников, соединенных последовательно и параллельно, работы и мощности электрического тока, закона Джоуля − Ленца; решать простейшие бытовые задачи: рассчитывать стоимость электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами, находить пути экономии электрической энергии, оценивать силу тока в соединительных проводах при включении нагревательных приборов и соблюдать технику безопасности при пользовании электроприборами.

3. Световые явления

   Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость распространения света. Измерение скорости распространения света.
   Отражение света. Закон отражения света. Зеркала. Построение изображения предмета в плоском зеркале.
   Преломление света. Призма. Ход лучей в призме. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в тонких линзах.
   Глаз как оптическая система. Близорукость, дальнозоркость. Коррекция зрения.

Фронтальные лабораторные работы

   7. Определение фокусного расстояния и оптической силы
собирающей линзы.

Экспериментальные исследования

   8. Изучение обратимости световых лучей.
   9. Изучение преломления света призмой.
   10. Изучение изображений, даваемых тонкой линзой.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Источники света.
  • Прямолинейное распространение света.
  • Зеркальное и диффузное отражение света.
  • Изображение в плоском зеркале.
  • Преломление света.
  • Отклонение световых лучей призмой.
  • Линзы.
  • Ход лучей в линзах.
  • Получение изображений с помощью линз.
  • Модель глаза.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о физических моделях: световой луч, точечный источник света, тонкая линза;
   о преломлении света;

   знать и понимать:
   смысл физических понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы, мнимое и действительное изображения;
   смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света;
   физические основы зрения, коррекция зрения;

   уметь:
   описывать и объяснять физические явления, основанные на прямолинейности распространения света, законе отражения света: образование тени, полутени, зеркальное и диффузное отражение света;

   владеть:
   экспериментальными умениями:
   получать изображения в плоском зеркале, линзах, определять фокусное расстояние и оптическую силу тонкой собирающей линзы;

   практическими умениями:
   решать качественные и расчетные задачи на применение свойства прямолинейности распространения света и закона отражения света; строить изображения в плоском зеркале и тонких линзах; вычислять оптическую силу тонкой линзы.