Партнеры
Вход в систему
Яндекс.Метрика
on-line
Сейчас на сайте 0 пользователей и 25 гостей.

11 Класс

(2 ч в неделю, всего 70 ч)

Колебания и волны

1. Механические колебания и волны

   Колебательное движение. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний.
   Пружинный и математический маятники.
   Превращения энергии при гармонических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
   Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Частота, длина, скорость распространения волны и связь между ними.
   Звук.

Фронтальные лабораторные работы

   1. Изучение колебаний математического маятника.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Колебания тела на нити и пружине.
  • Кинематическая модель гармонических колебаний.
  • Зависимость координаты колеблющегося тела от времени.
  • Зависимость периода гармонических колебаний математического маятника от его длины.
  • Вынужденные колебания.
  • Резонанс.
  • Образование и распространение поперечных и продольных волн.
  • Колеблющееся тело как источник звука (камертон).
  • Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
  • Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о физических явлениях: волновое движение, поперечная и продольная волны, звуковая волна, интерференция и дифракция механических волн;

   знать и понимать:
   смысл физических моделей: математический и пружинный маятники;
   смысл физических понятий: свободные колебания, гармонические колебания, амплитуда, период, частота, фаза, вынужденные колебания, резонанс, длина волны, скорость распространения волны;

   уметь:
   описывать и объяснять физические явления: механические колебания, резонанс;

   владеть:
   экспериментальными умениями:
   определять основные характеристики гармонических колебаний;

   практическими умениями:
   решать качественные, графические, расчетные задачи на определение амплитуды, периода, частоты колебаний пружинного и математического маятников, энергии, смещения и фазы гармонических колебаний, длины и скорости волны с использованием уравнения гармонического колебания, формул: периода и частоты колебаний пружинного и математического маятников, связи частоты, длины и скорости волны.

2. Электромагнитные колебания и волны

   Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Формула Томсона. Превращения энергии в колебательном контуре.
   Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток.    Действующие значения силы тока и напряжения.
   Преобразование переменного тока. Трансформатор. Передача электрической энергии. Экологические проблемы производства и передачи электрической энергии.
   Электромагнитные волны и их свойства. Шкала электромагнитных волн.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Электромагнитные колебания.
  • Зависимость частоты электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.
  • Получение переменного тока при вращении проводящего витка в магнитном поле.
  • Осциллограммы переменного тока.
  • Передача электрической энергии на расстояние.
  • Трансформатор.
  • Излучение и прием электромагнитных волн.
  • Свойства электромагнитных волн.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о шкале электромагнитных волн;
   о путях развития электроэнергетики и экологических проблемах производства и передачи электроэнергии; знать и понимать:
   смысл физических понятий: колебательный контур, свободные электромагнитные колебания, переменный электрический ток, амплитудные и действующие значения силы переменного тока и напряжения, трансформатор, скорость распространения электромагнитной волны;

   уметь:
   описывать и объяснять физические явления: электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны;

   владеть:
   практическими умениями:
   решать качественные, графические, расчетные задачи на определение периода электромагнитных колебаний, энергетических характеристик электромагнитных колебаний, характеристик электромагнитных волн, действующих значений силы тока и напряжения, коэффициента трансформации с использованием формул: Томсона, действующих значений силы тока и напряжения, энергии электромагнитных колебаний.

3. Оптика

   Электромагнитная природа света. Интерференция света.
   Принцип Гюйгенса-Френеля. Дифракция света. Дифракционная решетка.
   Закон преломления света. Показатель преломления. Полное отражение.
   Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Дисперсия света. Спектр. Спектральные приборы.

Фронтальные лабораторные работы

   2. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
   3. Определение показателя преломления стекла.
   4. Определение фокусных расстояний тонких линз.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Интерференция света.
  • Дифракция света.
  • Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
  • Закон преломления света.
  • Полное отражение света.
  • Световод.
  • Оптические приборы.
  • Получение спектра с помощью призмы.
  • Невидимые излучения в спектре нагретого тела.
  • Свойства инфракрасного излучения.
  • Свойства ультрафиолетового излучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   об электромагнитной природе света;
   о принципе Гюйгенса-Френеля;
   об устройстве и принципах действия оптических и спектральных приборов;
   о вкладе белорусских ученых в развитие физической оптики;

   знать и понимать:
   смысл физических понятий: когерентность, интерференция, дифракция, дисперсия, показатель преломления;
   смысл физических законов: отражения и преломления света;

   уметь:
   описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление света, интерференцию, дифракцию, дисперсию;

   владеть:
   экспериментальными умениями:
   определять длину волны видимого света, показатель преломления вещества, фокусные расстояния собирающих и рассеивающих линз;

   практическими умениями:
   решать качественные, графические, расчетные задачи на определение длины световой волны, порядка дифракционных максимумов, на построение хода световых лучей в призмах и плоскопараллельных пластинах, в системах линз; на определение характеристик изображения в тонкой линзе с использованием законов прямолинейного рас¬пространения, отражения и преломления света, формул: дифракционной решетки, тонкой линзы.

4. Основы специальной теории относительности

   Принцип относительности Галилея и электромагнитные явления. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лоренца. Пространство и время в специальной теории относительности.
   Закон взаимосвязи массы и энергии.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   об относительности одновременности;

   знать и понимать:
   постулаты Эйнштейна и следствия из преобразований Лоренца;
смысл физических законов: взаимосвязи массы и энергии;

   владеть:
   практическими умениями:
   решать качественные, расчетные задачи на определение сокращения длины, замедления времени в различных инерциальных системах отсчета, на применение закона взаимосвязи массы и энергии с использованием формул: сокращения длины, замедления времени, взаимосвязи массы и энергии.

5. Квантовая физика

   Фотоны. Действия света
   Фотоэффект. Экспериментальные законы внешнего фотоэффекта. Квантовая гипотеза Планка.
   Фотон. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Фотоэлектрический эффект.
  • Законы внешнего фотоэффекта.
  • Устройство и действие фотореле.
  • Давление света.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о тепловом излучении и квантовой гипотезе Планка;
   о применении фотоэффекта;
   о корпускулярно-волновом дуализме;

   знать и понимать:
   смысл физических понятий: фотон, фотоэффект, красная граница фотоэффекта, работа выхода, давление света; смысл физических законов: внешнего фотоэффекта;

   уметь:
   объяснять смысл физических явлений: внешний фотоэффект;

   владеть:
   практическими умениями:
   решать качественные, графические, расчетные задачи на определение энергии и импульса фотона, красной границы фотоэффекта, задерживающего потенциала, работы выхода с использованием уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

6. Физика атома

   Явления, подтверждающие сложное строение атома. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
   Квантовые постулаты Бора. Квантово-механическая модель атома водорода.
   Излучение и поглощение света атомом. Спектры испускания и поглощения.
   Спонтанное и индуцированное излучение. Лазеры.

Фронтальные лабораторные работы

   5. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Линейчатый спектр излучения.
  • Спектр поглощения.
  • Модель опыта Резерфорда.
  • Лазер.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о физических моделях: ядерная модель атома, модель атома водорода по Бору;
   о принципе действия лазера;
   о достижениях белорусских ученых в области спектроскопии и квантовой электроники;

   знать и понимать:
   смысл физических понятий: основное и возбужденное энергетические состояния атома; смысл постулатов Бора;

   уметь:
   объяснять смысл физических явлений: излучение и поглощение энергии атомом;

   владеть:
   практическими умениями: решать качественные и расчетные задачи на определение частоты излучения атома и длины волны излучения при переходе электрона в атоме из одного энергетического состояния в другое.

7. Ядерная физика и элементарные частицы

   Протонно-нейтронная модель строения ядра атома. Энергия связи ядра атома.
   Ядерные реакции. Законы сохранения в ядерных реакциях. Энергетический выход ядерных реакций.
   Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Альфа-, бета-радиоактивность, гамма-излучение.
   Деление тяжелых ядер. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Реакции ядерного синтеза.
   Ионизирующие излучения. Элементы дозиметрии.
   Элементарные частицы и их взаимодействия. Ускорители заряженных частиц.

Демонстрации, опыты, компьютерные модели

  • Наблюдение треков в камере Вильсона (компьютерная модель).
  • Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
  • Фотографии треков заряженных частиц.
  • Ядерный реактор.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о влиянии ионизирующих излучений на живые организмы;
   об использовании ионизирующих излучений;
   о дозиметрах;
   о ядерном синтезе;
   о ядерной энергетике и экологических проблемах ее использования;
   об элементарных частицах и их взаимодействии; об ускорителях заряженных частиц;
   о достижениях белорусских ученых в области ядерной физики и физики элементарных частиц;

   знать и понимать:
   смысл физических понятий: протонно-нейтронная модель ядра, ядерная реакция, энергия связи, дефект масс, энергетический выход ядерной реакции, период полураспада, цепная ядерная реакция деления;
   смысл физических явлений и процессов: радиоактивность, радиоактивный распад, деление ядер;
   смысл физических законов: радиоактивного распада, сохранения в ядерных реакциях;

   уметь:
   объяснять принцип действия ядерного реактора;

   владеть:
   практическими умениями:
   решать качественные и расчетные задачи на определение продуктов ядерных реакций, энергии связи атомного ядра, энергетического выхода ядерной реакции, периода полураспада радиоактивных веществ с использованием законов сохранения электрического заряда и массового числа, формулы взаимосвязи массы и энергии.

8. Единая физическая картина мира

Современная естественнонаучная картина мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

   Учащийся должен:
   иметь представление:
   о современной естественнонаучной картине мира.